Автотренажер контраварийного вождения "КамАЗ-Мастер-05/В" (система из трех широкоформатных ЖК-дисплеев 42", шестистепенная динамическая платформа)
Автотренажер предназначен для автошкол, осуществляющих подготовку водителей транспортных средств категории "С". Также его использование возможно при преподавании автодела в учреждениях общего и среднего профессионального образования (автотранспортных колледжах, лицеях).
Автотренажер разработан в соответствии с Примерной программой подготовки водителей транспортных средств категории "С", отвечает требованиям пожарной и электробезопасности, а также санитарных правил и нормативов.
Автотренажер позволяет:
- отрабатывать базовые моторные навыки управления типичным транспортным средством категории "C" в условиях труднопроходимой грунтовой дороги и на пригородной автомагистрали;
- изучать общие принципы управления транспортным средством категории "C" при разных метеорологических условиях и в разное время суток;
- изучать правила дорожного движения на практике без риска и амортизационных расходов, связанных с эксплуатацией реального учебного транспортного средства, затрат на техобслуживание и горюче-смазочные материалы;
- проходить подготовку к сдаче первого этапа практического экзамена на получение права на управление транспортным средством категории "C" (на автодроме): движение осуществляется по замкнутому испытательному маршруту с последовательным прохождением контрольных упражнений;
- проходить подготовку к сдаче второго этапа практического экзамена на получение права на управление транспортным средством категории "C" (в городе): движение осуществляется произвольно по всем оживленным улицам и дворам виртуального города, а не строго по определенным испытательным маршрутам;
- осуществлять автоматическую фиксацию ошибок обучающихся и сохранять статистические результаты тренировочных и экзаменационных заездов в персонифицированной базе данных.
Автотренажер позволяет отрабатывать следующие приемы контраварийного (экстремального) вождения автомобиля повышенной проходимости:
- освоение габаритных упражнений и получение навыков распределения внимания;
- экстренное торможение, сокращение остановочного пути, маневрирование при экстренном торможении, применение антиблокировочной системы;
- выход из неуправляемого заноса и сноса (при гололеде, снеге, дожде, из ямы, на гравии и пр.);
- управление автомобилем на рефлексах, сформированных на основе знаний, умений, навыков, физиологических аспектов двигательной деятельности;
- маневрирование в критических ситуациях, силовое скольжение, сложные повороты, вкатывание, скоростное вождение;
- движение в условиях бездорожья, в том числе проселочной дороги, уклонов, скатов, брода, горной, болотистой и песочной местности;
- движение в условиях города согласно действующим правилам дорожного движения;
- движение при ограниченной видимости под воздействием внешних факторов (в темное время суток, во время тумана, сильного дождя, снега, слепящего солнца);
- движение в условиях боя (минометного огня, заминированных дорог, мостов и др.) и при выполнении сценариев боевых задач (доставка депеши, эвакуация раненых, подвоз боеприпасов и продовольствия, ведение разведывательной деятельности);
- ориентирование на незнакомой местности;
- разведывательная деятельность на незнакомой местности.
Устройство автотренажера предусматривает стандартную компоновку рабочего места водителя и размещение органов управления транспортного средства категории "С".
Автотренажер установлен на шестистепенной динамической платформе на пневмоприводах 6DoF, которая выполнена на базе комплектующих ведущего мирового производителя пневматического оборудования.
Шестистепенная динамическая платформа позволяет перемещать установленный на ней автотренажер автомобиля КАМАЗ вперед/назад, вверх/вниз, вправо/влево, а также обеспечивает крен, тангаж и рыскание в диапазоне ±15 градусов. Это дает возможность имитировать ощущения, которые испытывает водитель за рулем реального автомобиля в следующих ситуациях:
- при ускоренном движении, ускорениях, замедлениях, прохождении поворотов и столкновениях;
- при изменении крена и тангажа автомобиля в зависимости от профиля дороги;
- при имитации заноса автомобиля;
- при движении по неровностям дороги и грунта.
Технические характеристики динамической платформы:
- грузоподъемность: 1000 кг;
- минимальное пространство, необходимое для автотренажера: 3000 х 3000 х 5000 мм;
- потребляемая мощность: до 15 кВт;
- электропитание: 3 х 380 В.
Активная рулевая система обеспечивает полную имитацию вождения и передает ощущения при сцеплении колес с дорогой, а также дает возможность почувствовать вибрацию при движении по неровной дороге.
Автотренажер оснащен системой из трех широкоформатных ЖК-дисплеев 42", которая дает возможность реалистично отобразить панорамный вид с углом обзора 180 градусов с рабочего места водителя, исключая невидимый сектор дороги в боковых зеркалах.
Звукоряд обеспечивается акустической системой, интегрированной в корпус автотренажера.
Автотренажер оснащен системой локально-сетевого подключения, которая позволяет соединять все тренажеры данной модели в локальную сеть для совместного прохождения тренировочных или экзаменационных заездов в едином виртуальном пространстве.
В комплект поставки входит беспроводная клавиатура, позволяющая инструктору управлять программным меню автотренажера и в процессе выполнения обучающимся упражнений задавать следующие неисправности транспортного средства:
- отказ работы усилителя руля,
- отказ тормозной системы,
- повышение температуры охлаждающей жидкости,
- падение давления масла в двигателе,
- неисправность генератора,
- отсутствие топлива,
- прокол колеса,
- экстренную остановку окружающих транспортных средств.
Программное обеспечение автотренажера на основе 3D-симуляции движения автомобиля с учетом физических параметров и динамики транспортного средства, а также свойств виртуальной окружающей среды предусматривает прохождение тренировочных и экзаменационных заездов на автодроме, в городе, в условиях труднопроходимой грунтовой дороги и на пригородной автомагистрали.
Программным обеспечением предусмотрена функция "Виртуальный инструктор", представляющая собой голосовое сопровождение, которое контролирует выполнение упражнений и информирует обучающихся о допущенных ошибках, например: "Вы проехали на запрещающий сигнал светофора". Громкость "Виртуального инструктора" регулируется встроенным блоком управления.
Автотренажер снабжен беспроводной системой автоматического распознавания "курсант/инструктор" для ограничения доступа к эксплуатации автотренажера в отсутствие инструктора и исключения выхода из строя вследствие некорректного использования.
Учебный видеофильм "Инструкция по запуску, эксплуатации и технике безопасности при работе на тренажере" предназначен для обучения правильной работе на тренажере. Электронный носитель информации содержит следующий обучающий материал:
- основные правила техники безопасности при работе на тренажере;
- инструкция по запуску;
- эксплуатация тренажера.
Конструктивные характеристики рабочего места автотренажера:
- кресло водителя с регулировкой положения и наклона спинки;
- система из трех синхронизированных широкоформатных ЖК-дисплеев 42";
- блокируемое динамическое рулевое колесо с действующим звуковым сигналом и функцией обратной связи, способной передавать информацию о динамике движения и состоянии дороги;
- педали сцепления, тормоза и акселератора;
- механическая 5-ступенчатая коробка передач (5 повышенных/5 пониженных) и передача заднего хода;
- рычаг стояночного тормоза;
- подрулевой переключатель (рычаг включения стеклоочистителей, рычаг переключения указателя поворота и света фар), переключатели освещения и аварийной сигнализации;
- замок зажигания;
- ремень безопасности с датчиком фиксации положения;
- оригинальная панель приборов автомобиля КАМАЗ.
Основные характеристики автотренажера:
- стандартная компоновка рабочего места водителя транспортного средства категории "С";
- шестистепенная динамическая платформа на пневмоприводах;
- функция смены угла обзора ("поворот головы" виртуального водителя), позволяющая контролировать максимально большое пространство вокруг транспортного средства;
- функция смены камер вида;
- выбор погодных условий (дождь, снег, туман, яркое солнце) и времени суток для прохождения заезда;
- наличие пешеходов на улицах виртуального города, которые являются полноценными участниками дорожного движения: ходят по тротуарам и пересекают проезжую часть;
- скопление осадков на ветровом стекле при отключенных стеклоочистителях (очищение ветрового стекла осуществляется включением стеклоочистителей);
- блокировка включения/выключения передачи в конструкции механизма выбора передач: без выжатой педали сцепления передачи не переключаются;
- имитация первого и второго этапов практического экзамена на получение права на управление транспортным средством категории "С" и тренировочных заездов на грунтовой дороге и пригородной автомагистрали;
- полная запись и ведение статистики для каждого обучающегося индивидуально, видеозапись прохождения упражнений, сравнительно-оценочная система;
- система локально-сетевого подключения;
- беспроводная клавиатура с возможностью управления инструктором программным меню и неисправностями транспортного средства;
- ролики с фиксаторами для удобства транспортировки внутри помещения.